Через несколько лет за таможенными грузами будут следить из космоса

Как стало известно со слов Сергея Коноваленко, начальника управления Федеральной таможенной службы, Россия и Евросоюз активно обсуждают масштабные планы по созданию единой транзитной системы слежения из космоса за таможенными грузами. Рабочее название системы – «Россия – ЕС». Если обсуждения придут к логичному завершению, уже спустя несколько лет международные автомобильные перевозки грузов фурами, пересекающими границы Таможенного союза из Европы до Тихого океана и Урала, всегда будут под контролем.

Такая инициатива поступила от главы ФТС Андрея Бельянинова, а поводом послужило стремление максимально ускорить и упростить таможенные процедуры, усилив при этом контроль над транспортными средствами.

Предложенная схема контроля поможет наладить процесс доставки грузов в пункты назначения и своевременную уплату ими всех сборов. Кроме того, по мнению Коноваленко, контроль поможет обезопасить грузы от таможенных преступников.

Существует вероятность обсуждения этих планов на ближайшем саммите ЕС-Россия.

Ряд государств неоднократно предпринимали попытки наладить сотрудничество в сторону применения «зеленого» (или упрощенного) таможенного коридора. К числу таких стран, кроме России, в которой уже функционирует несколько таких коридоров, присоединились Италия, Финляндия и Турция. Заинтересовали новые перспективные правила перевозки грузов автомобильным транспортом и представителей Израиля, Нидерландов, Японии и Китая. Именно на Китай ФТС возлагает самые большие надежды в плане открытия первого азиатского «зеленого» коридора, поэтому именно с этой страной ведутся активные переговоры на эту тему.

Отметим, чтобы создать упрощенные коридоры, необходимо соблюсти ряд серьезных требований, в том числе раскрыть некоторые коммерческие тайны. Например, предоставить информацию о таможенной стоимости товаров, которая в некоторых странах считается закрытой. Российские таможенники раскрывают своим иностранным коллегам преимущества создания общей правовой базы, ради которой собственно и стоит делиться важной информацией. Так, нужных договоренностей удалось достигнуть с Италией, сотрудничество с которой позволит создать двусторонний «зеленый коридор», не нарушая требований Брюсселя.

Сергей Коноваленко назвал проект пока пилотным, что вполне закономерно для начала развития. Однако, если ситуация будет развиваться по правильному сценарию, Россия и ЕС смогут в будущем разработать общеевропейский «зеленый» коридор. По крайней мере, сегодня в планах – упрощение таможенных процедур со всеми странами-партнерами, что позволит постепенно ускорить товарооборот и облегчить жизнь бизнесменам.