Обзор грузовых железнодорожных перевозок в мае 2017 года

По данным ОАО «РЖД» в мае 2017 года на сети погрузили 106,5 млн т различных грузов, что на 3,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам 5 месяцев 2017-го сетевая погрузка достигла 516,9 млн т, что на 3,8% больше уровня прошлого года. Положительная динамика грузовой работы сохраняется, при этом стабилен и ее драйвер – экспорт угля.

ОЖД

Точный прогноз и тот же драйвер

В мае 2017 года в РЖД прогнозировали рост объемов погрузки к концу месяца на 3,6%. Кроме того, первый вице-президент компании Анатолий Краснощек сообщил, что в июне наращивание погрузки в годовой динамике составит не менее 2%. Напомним, что в апреле текущего года грузовая работы также демонстрировала положительный тренд (+3,9%, до 105,3 млн т).

В мае основным драйвером наращивания погрузки остался уголь – за май 2017 г. его погрузили 29,4 млн т ,что на 9,9% больше, чем за аналогичный период 20160го. Итог января-мая текущего года превысил 149,3 млн т (+9,4% к январю-маю 2016), причем данный результат был достигнут за счет практически 20%-ного увеличения объемов экспортных отправок. Руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник считает, что росту экспорта угля способствует несколько факторов. «Во-первых, несмотря на снижение, мировые цены на каменный уголь всё ещё находятся на приемлемом для отечественных производителей уровне, — поясняет эксперт. — Во-вторых, введение Китаем запрета на импорт угля из Северной Кореи до конца года переориентировало часть китайских предприятий на российский уголь: так, только по итогам февраля экспорт угля в Китай превысил показатель прошлого года на 20%». При этом экспорт рос не только в традиционных направлениях, то есть через Дальний Восток и Северо-Запад. Так, в конце мая 2017 года на станции Дзержинская-Новая Калининградской железной дороги был введён в эксплуатацию первый в России терминал для экспортных отправок угля по колее 1435 мм. «В соответствии с прогнозом объём перегружаемого угля через этот терминал в перспективе может увеличиться до 1 млн т», — отмечает А. Слободяник.

В связке с портовиками

«Взаимодействие различных видов транспорта при перевозках грузов через морские терминалы в последние годы можно признать достаточно эффективным», — отметил в конце мая 2017 года исполнительный директор Ассоциации морских портов Серик Жусупов. Судя по сему, в сегменте отправок угля, грузовладельцы, железнодорожники и стивидорные компании смогли скоординировать усилия для того, что загрузить имеющиеся мощности. В качестве успешного примера организации такого эффективного взаимодействия можно привести работу АО «Дальтрансуголь» (входит в АО «СУЭК»), ОАО «РЖД» и Ванинского порта. В частности, в конце мая 2017 года «Дальтрансуголь» установил всероссийский рекорд по выгрузке угля в порту Ванино: за сутки на угольном терминале было выгружено 1400 вагонов. Предыдущий суточный рекорд выгрузки был установлен в апреле 2016 года и составил 1200 вагонов. Этому способствовало, в частности, то, что в феврале 2017 года в эксплуатацию был сдан новый объект программы дополнительного путевого развития терминала «Дальтрансуголь», что позволило полностью перевести грузовую работу с вагонами на собственную станцию терминала. В результате ввода в действие дополнительного парка приема вагонов на терминале станция Токи на полигоне ДВЖД полностью высвободилась для переработки других грузов. Росту объемов перевозки грузов способствовала и текущая реализация программы развития Восточного полигона. «Достижение высокого результата стало возможным благодаря профессиональному и эффективному взаимодействию всех подразделений «Дальтрансуголь», высококлассной подготовке всех участников производственного процесса и большой работе Дальневосточной железной дороги по развитию железнодорожной инфраструктуры», – уточнил генеральный директор АО «Дальтрансуголь» Владимир Шаповал.

Напомним, что по данным РЖД за 4 месяца 2017 года объем погрузки экспорта в адрес российских портов увеличился на 8,4%, при этом наибольшая динамика была зафиксирована в направлении морских терминалов Северного Кавказа (+11,1% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.) и Северо-Запада (+10,2%). В сторону портов Дальнего Востока железнодорожный экспорт вырос на 4,5%. Немаловажным фактором стало также улучшение работы логистических центров, созданных в крупных транспортных узлах, и применение современных информационных технологий. Например, хорошо себя зарекомендовал укрупненный логистический центр Восточного полигона, куда стекаются данные о ситуации на четырех железных дорогах, через которые грузы направляются в российские морские порты Дальневосточного бассейна. Развитие полигонных технологий позволяет расширить диапазон планирования грузопотоков до 10 суток. В порту Новороссийск намечено реализовать пилотный проект по созданию АСУ местной работы. Она должна объединить информационные ресурсы, которыми располагают на сети РЖД и стивидорные компании. «На данный момент взаимодействие подразделений российских железных дорог со структурами портов организовано в основном на бумажных носителях. В 2016 году совместно с АО «Морцентр-ТЭК» и при участии ФГУП «Морсвязьспутник» начата интеграция цифровых ресурсов, что позволит улучшить партнерство сторон», – отмечает генеральный директор АО «Морцентр-ТЭК» Александр Шиманский. Речь идет в первую очередь о координации подвода вагонов на причалы.

Сейчас представители РЖД и стивидорных компаний обмениваются данными в рамках аудиоконференций с подключением к ресурсам логистического центра и системам территориальных дирекций управления движением. Это позволяет планировать работу на 3 суток вперед. Дальнейшая интеграция улучшит качество и увеличит глубину планирования работы по пропуску вагонопотоков в порт.

Удобрения также в плюсе

В мае 2017 года положительная динамика в сегменте погрузки химических и минеральных удобрений не только сохранилась, но и получила новый импульс. Итог месячной погрузки — 4,7 млн т, что на 12,7% выше показателя мая 2016 г. За январь-май 2017-го рост в годовой динамике достиг 7% (до 23,8 млн т), при этом погрузка росла как во внутреннем сообщении, так и на экспорт. «Росту экспортных поставок способствует увеличение мирового спроса на удобрения, — отмечает А.Слободяник. — Импорт российских удобрений нарастили Китай, Бразилия, Турция и другие страны, также в начале марта группа ЕвроХим приобрела крупнейшего в Болгарии дистрибьютора минеральных удобрений Agricola Bulgaria с целью развития сбытовой сети в Европе». Однако, по мнению эксперта в долгосрочной перспективе наметился ряд факторов, которые могут негативно повлиять на российский экспорт. «Так, продолжают вводиться новые мощности в зарубежных странах, но при этом ряд стран корректируют свою политику в сфере использования удобрений: например, Китай начал реализацию экологической политики по обеспечению уменьшения объемов применения удобрений в сельском хозяйстве», — отмечает он.

Зерно пошло вверх

Погрузка зерна в мае 2017 года составила 1,5 млн т, что на 34,2% выше результата мая прошлого года, а по итогам 5 месяцев текущего года рост составил 6,2% ( до 8,1 млн т). Эксперты отмечают, что основной вклад в положительный тренд вносят экспортные поставки. «Погрузка зерна на экспорт могла быть еще выше, так как в соответствии с постановлением правительства РФ от 26.09.16 № 96 до июля 2018 года была обнулена ставка вывозной таможенной пошлины на пшеницу, но ряд ответных мер других государств ее ограничил, — отмечает А. Слободяник. — Например, в марте Турцией были введены заградительные (130%) пошлины на российское зерно». Также необходимо отметить, что согласно обновлённому прогнозу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в 2017 году ожидается снижение урожая зерновых на 8,9% к уровню 2016 года до 110 млн т, при этом экспорт зерновых должен сохраниться на уровне прошлого года.

Напомним, что за 4 месяца 2017 года погрузка зерна на сети РЖД составила 6,7 млн т, что на 1,8% выше уровня аналогичного периода прошлого года. При этом погрузка во внутреннем сообщении сократилась на 5,4% до 3,1 млн т, а отправки на экспорт выросли на 8,8%, до 3,6 млн т. Подъем в экспортном сегменте отметили и автоперевозчики. По словам руководителя отдела закупок ТД «Риф» Александра Погорелова, этому благоприятствует конъюнктура рынка и заинтересованность сторон – участников процесса: «Спрос на продукцию российских аграриев, особенно на пшеницу, традиционно высок со стороны стран Азии и Африки. Мы, в свою очередь, стремимся максимально реализовать возможности нашей компании по экспорту зерна. Логистические компании идут нам навстречу». И все же по оценкам экспертов, железнодорожный транспорт в сегменте перевозки зерновых постепенно теряет свои позиции, что в первую очередь связано с нюансами дальности перевозок. «Из-за небольших расстояний грузоотправители все чаще делают выбор в пользу главного конкурента железнодорожного транспорта – автомобильного, — поясняет А.Слободяник. —Так, коэффициент перевозимости пшеницы железнодорожным транспортом сократился с 0,23 в 2010 году до 0,16 в 2016 году, кукурузы и ячменя также сократились с 0,26 в 2010 году до 0,16 и 0,11 в 2016 году соответственно». Эксперт считает, что автомобильный транспорт привлекает грузоотправителей зерна более гибкой системой ценообразования, возможностью осуществить перевозку в короткие сроки и «от двери до двери», а также наличием большого парка грузовых автомобилей, кроме того, при автодоставке нет необходимости концентрировать значительные объемы зерна на ж/д станциях погрузки.

Строительные грузы: негативный тренд укрепился

В мае 2017 года погрузка стройгрузов продолжила снижаться (-6,6% до 12, 6 млн т), а сокращение за январь-май составило 4,4% (до 52,6 млн т). Отраслевые эксперты полагают, что образовавшийся дефицит универсального подвижного состава при вывозе щебня из СЗФО, следствием которого стало резкое увеличение ставок операторов на предоставление полувагонов, существенно повлияло на полученный итог. «На сокращение погрузки щебня во внутреннем сообщении оказывает влияние отсутствие прогнозируемой ценовой политики операторов и вопросы сроков рассмотрения заявок на предоставление подвижного состава, — поясняет А.Слободяник.- Кроме того, негативным образом на погрузке отразилось снижение производства части строительных материалов: например, по данным Росстата, с января по апрель выпуск цемента в России снизился на 2,4%, объём работ по виду деятельности «Строительство» за 4 месяца текущего года сократился на 3,1%, а ввод жилья снизился на 14,8%».

Перевозки леса подросли, а черных металлов снизились

По итогам мая 2017 года погрузка леса на сети РЖД выросла на 6,3 % до 4 млн т, а за январь-май рост составил 4,3% до 19 млн т. Вместе с тем эксперты отмечают недостаточную устойчивость в данном сегменте. Так, в марте 2017 года впервые за довольно длительный период устойчивого роста отправки леса по жд показали торможение. По мнению генерального менеджера по железнодорожному транспорту холдинга AsstrA-Associated Traffic AG Дмитрия Микелева, причина заключалась в росте ставок на предоставление платформ-лесовозов. При этом цена круглого леса стабильно растет. «Сейчас на внутреннем рынке цена кубометра составляет более 1000 руб., а экспортные цены — более 1600 руб. за кубометр, — отмечает Д.Микелев. — Это объясняется благоприятной конъюнктурой внешнего рынка и стабильными производственными планами лесопромышленников».

Погрузка чёрных металлов в мае сократилась на 2,7% до 5,9 млн т. За 5 месяцев 2017 года снижение составило 0,4% до 29,8 млн т. Неровность динамики в данном сегменте эксперты объясняют тем, что ее сокращение происходит именно во внутреннем сообщении, в то время как погрузка на экспорт демонстрирует небольшой рост, однако его ограничивают меры нетарифного регулирования со стороны основных стран импортеров. «Например, помимо уже введенных в 2015-2016 гг. рядом стран пошлин в январе текущего года со стороны Турции были введены дополнительные пошлины на импорт стальных труб в размере 30%, а мае Мексика продлила действие пошлин на листовой горячекатаный прокат из России в размере 29,3%, — комментирует А.Слободяник. — Дополнительно некоторые страны в текущем году начали антидемпинговое расследование в отношении импорта стальной продукции из России».

Стоит также отметить, что в мае 2017 года на фоне низкой базы прошлого года отмечен рост в сегменте погрузки нефти и нефтепродуктов (+2,2% до 18,5 млн т). Кроме того, сохранилась позитивная динамика погрузки товаров в контейнерах ( +11,1% до 2,4 млн т). При этом погрузка руды железной и марганцевой снизилась на 2,8% (до 9,5 млн т), а промышленного сырья и формовочных материалов, напротив, выросла на 15% до 3,6 млн т.