ФТС восстанавливает действие книжек МДП на территории России

Российские власти восстанавливают оформление транзита автомобильных грузов по книжкам МДП (международные дорожные перевозки, TIR), сообщает «Коммерсант». 13 июня вступило в силу распоряжение Евразийского межправительственного совета от 29 мая 2015 года об обеспечении непрерывности действия Конвенции МДП на территории ЕАЭС.

В 2013 году действие книжек МДП (Carnet TIR) было ограничено Федеральной таможенной службой (ФТС). ФТС постепенно уменьшала число пунктов пропуска, в которых фуры со знаками TIR могли беспрепятственно пересекать российскую границу без дополнительных национальных гарантий.
В соответствии с Таможенной конвенцией ООН 1975 года наличие книжки МДП позволяет без досмотра перевозить опломбированные транзитные грузы через границы подписавших этот документ стран. При этом продающая книжки Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП, представитель Международного союза автомобильного транспорта — IRU в России( гарантирует оплату таможенных платежей в бюджет в случае, если транзитный груз не дойдет до получателя и «потеряется» на территории РФ.
В 2013 году ФТС заявила, что АСМАП задолжала бюджету около 20 млрд рублей, и затребовала от перевозчиков более надежного с точки зрения службы финансового обеспечения. В качестве такового были названы, прежде всего, поручительства, которые стали продавать ранее неизвестные на рынке уполномоченные ФТС страховые компании. АСМАП наличие долга отвергла, неофициально перевозчики объясняли действия таможни желанием переделить доходный рынок обеспечения транзита. К весне 2015 года из более чем 100 международных пунктов пропуска книжки МДП принимались только на нескольких пунктах таможен Северо-Запада. Против фактического выхода РФ из Конвенции 1975 года выступали бизнес-ассоциации, международные структуры и даже российский МИД. Это давление, впрочем, не мешало ФТС готовить полное вытеснение АСМАП с рынка — датой разрыва соглашения с этой организацией служба назвала 30 июня 2015 года.
Однако с 13 июня ФТС обязана восстановить систему МДП. При этом, по данным источников, определяющим фактором для принятия этого решения стали не жалобы перевозчиков, не решение Высшего арбитражного суда 2013 года, признавшего неправоту ФТС, и не письма из IRU и ООН, а проблемы, которые решение ФТС создало для перемещения грузов внутри ЕАЭС. Власти Казахстана объяснили Москве, что действия ФТС ставят под угрозу весь проект, поскольку транзит грузов, следующих из Европы в Казахстан, приходилось оформлять и оплачивать дважды. До границы ЕС и России — с помощью МДП, по территории РФ — через внутренние поручительства компаний. По словам главы Союза международных автоперевозчиков Казахстана Теодора Каплана, кроме потери времени на границах допзатраты перевозчиков этой страны из- за действий ФТС составляли порядка 500-600 долларов на каждый рейс из Европы, общие потери — до 100 млн долларов в год.
10 июня ФТС сообщила о «восстановлении взаимодействия» с АСМАП. Перечень пунктов пропуска, которые будут принимать книжки МДП, служба пока не обнародовала, обещая, однако, «задействовать основные транспортные направления транзита грузов по территории РФ».