Global Ports поглотил конкурента Национальную контейнерную компанию (НКК)

Крупнейший в России контейнерный оператор Global Ports закрепил свое первенство в Балтий­ском бассейне. Группа удвоила свои мощности, договорившись о покупке своего основного конкурента — Национальной контейнерной компании (НКК) — за 291 млн долл. и 18% акций в Global Ports. Это позволит грузовладельцам сэкономить на транспортных расходах.

Global Ports

Помимо 100% акций самой НКК Global Ports достанутся и все принадлежащие ей активы: «Первый контейнерный терминал» (100% акций), «Усть-Лужский контейнерный терминал» (80%) и «Логистика-Терминал» (100%). Пока стороны заключили обязывающее соглашение, саму сделку планируется закрыть в течение трех-шести месяцев. Как передает Global Ports, группа приобретает НКК за 291 млн долл. в обмен на акции допэмиссии в размере около 18% от увеличенного акционерного капитала Global Ports. Также Global Ports получит опцион на покупку у акционеров НКК 50% акций в украинском «Контейнерном терминале Ильичевск» (на долю КТИ приходится 30% всех контейнерных перевозок на Украине) за 60 млн долл.

НКК — второй по масштабам оператор контейнерных терминалов в России. Общая годовая мощность ее терминалов оценивается в 1,69 млн TEU (в 2012 году грузооборот НКК составил около 1,06 млн TEU). Конечными владельцами НКК считаются Андрей Кобзарь и депутат Госдумы Виталий Южилин, якобы контролирующий актив через группу First Quantum. По данным Forbes, состояние обоих оценивается по 0,6 млрд долл. Согласно условиям сделки, они получат право на два места в совете директоров Global Ports без специальных прав вето. Кроме того, полученные ими 18% акций в операторе нельзя будет продавать в течение шести месяцев после завершения сделки.

Помимо проданных активов совладельцы НКК передадут Global Ports и весь долг компании. Как сообщил вчера в ходе conference call гендиректор Global Ports Александр Назарчук, чистый долг НКК равен 916 млн долл., в 233 млн долл. оценивается задолженность самого Global Ports и еще в 290 млн — привлеченные под покупку средства.

Уровень контейнеризации в мире составляет порядка 50—60% от всего объема перевозок сухих грузов, а среди генеральных грузов (штучный товар, перевозимый в упаковках) в некоторых портах может достигать 90%. В России масштабы контейнерных перевозок куда более скромные. В 2012 году грузооборот в контейнерном сегменте вырос на 8,3% против 19,8% в 2011 году. На долю Global Ports приходится порядка 30% от суммарного контейнерооборота российских портов, а после покупки НКК компания должна войти в 20 крупнейших в мире операторов контейнерных терминалов.