Большой порт Санкт-Петербург — крупнейший порт на Северо-Западе России. Расположен в Невской губе Финского залива, большинство районов порта — на островах и молах в устьевой части реки Нева, отдельные районы — у ж/д станции «Бронка», в г. Ломоносов, а также в гавани базы Литке острова Котлин.
Географические координаты порта: 59 град. 54 мин. с.ш. и 30 град. 15 мин. в.д.

Большой порт Санкт-Петербург

Морской канал
Главный морской путь порта состоит из Большого Корабельного фарватера, Кронштадтского Корабельного фарватера и Санкт-Петербургского морского канала общей протяженностью от западной границы акватории до внутренней части порта в  33 мили.

Кронштадтский Корабельный фарватер проходит через судопропускное сооружение С-1 комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. К западу от С-1 он имеет ширину 150м. глубины от 14 до 16м, к востоку от С-1 фарватер имеет ширину от 80 до 100м с глубинами от 11.8 до 14м.

За последние годы существенно повысилась интенсивность судоходства через порт Санкт-Петербург. Число судозаходов увеличилось практически в три раза, что является следствием организационных мероприятий осуществленных администрацией порта и  постройки новых перегрузочных комплексов по обоим берегам Финского залива.

В этих условиях стратегическое значение имеет реконструкция Главного фарватера Большого порта Санкт-Петербург от Кронштадта до закрытой части канала, по которой в настоящее время осуществляется только одностороннее движение крупнотоннажных судов.

В соответствии с принятой  Концепцией планируется реконструкция Главного фарватера в три этапа:

Этапы
реконструкции (развития)
Главного фарватера
Осадка наибольших
судов (метров)
Ширина канала
по дну (метров)
Необходимая навигационная глубина на участках Главного фарватера (метров)
Участок от Приемного буя
до дамбы
Участок от дамбы
до ПК132
Участок от ПК132
до Угольной гавани
1 этап12,5 (танкер)14014,313,613,1
2 этап13,0 (балкер)14015,114,414,0
3 этап13,0150-16015,114,414,0

Морской порт «Большой порт Санкт-Петербург» включает рейды, терминалы, склады, причалы, арендуемые стивидорными компаниями в границах акватории порта и прилегающих водах, определенных федеральными и региональными законодательными актами.

Площадь акватории порта «Большой порт Санкт-Петербург» составляет около 629,9 кв. км. В порту имеется  более 200 причалов c протяженностью причальной линии около 31 км.

На территории Большого Порта, в соответствии с полученными лицензиями на производство погрузочно-разгрузочных работ, осуществляют грузовые операции 25 стивидорных компаний.

Порт открыт для захода судов круглый год. Нормальным рабочим временем в порту считается  время с 8.30 до 17.00, кроме выходных и праздничных дней. Праздничными являются дни, объявленные Государством. Погрузо-разгрузочные работы производятся круглосуточно, без выходных и праздничных дней, за исключением перерыва в работе с 20.00 31 декабря до 24.00 01 января. Навигация не прекращается круглый год. Зимой, в ледовых условиях, проводка судов осуществляется ледоколами.

Причалы порта оснащены всей необходимой перегрузочной техникой. Большая часть причалов может принимать суда с осадкой 9,8 метра, вместе с тем в порту имеются причалы, на которых могут быть обработаны суда с осадкой до 11 метров и длиной до 320 метров.

Морской порт «Большой порт Санкт-Петербург» обрабатывает контейнеры, автомобили и машинное оборудование, металл и трубы, тяжеловесы и длинномеры, лес, уголь, зерно и множество других грузов.

Круизное судоходство в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» является одной из важнейших отраслей туристического бизнеса города. Круизные суда швартуются на  причалах Морского вокзала на Васильевском острове, на причалах №№ 29 — 33 торгового порта, на пассажирских причалах в историческом центре города:  трех пассажирских причалах общей длиной 432 м на Английской набережной, двух пассажирских причалах общей длиной 360 м на набережной Лейтенанта Шмидта, и Морском пассажирском порту, который был открыт в сентябре 2008 года.

Начиная с 1996 года наблюдается устойчивый рост по числу круизных судов и пассажиров, посещающих Санкт-Петербург. В 1995 году порт посетило 144 судна с числом пассажиров — 64.9 тыс. человек. В 2009 году порт посетило 337 судов с числом пассажиров 434,5 тыс. человек.

24 судоходные линии связывают Большой порт Санкт-Петербург со многими портами мира.

Морской порт «Большой порт Санкт-Петербург» включает в себя следующие районы:  1, 2, 3, 4 грузовые районы, морской пассажирский район, Василеостровский грузовой район, грузовой район в гавани базы Литке (Кронштадт), грузовой район в г. Ломоносов.

Порт принимает суда с размерами, не превышающими любой из следующих параметров:

  • длина — до 320 м;
  • ширина — до 42 м;
  • осадка — до 11 м (на пресную воду).

Под влиянием различных факторов уровень воды в порту может колебаться в значительных пределах. В большинстве случаев колебания уровня зависят от преобладающих ветров и могут составлять от -1 до +4 метров относительно нуля Кронштадтского футштока.

Вход в порт и выход из порта судов с размерами, превышающими указанные выше, возможен только с письменного разрешения капитана порта.

На акватории порта установлен регулируемый порядок движения судов.

Управление движением судов Служба управления движением судов (СУДС) осуществляет через:

  • пост регулирования движения судов (ПРДС), расположенный в районе причала №41, по радио на ультракоротких волнах (далее — УКВ), канал вызова и рабочий канал №9, позывной «Петербург радио-17», резервный канал №67.
  • радиолокационный центр управления движением судов (РЦ УДС), расположенный на южном берегу Невской губы в 1,4 мили к западу от г. Петродворец, по радио на УКВ, каналы вызова №9, 12, 16, позывной «Петербург радио-9», рабочий канал №12, резервные каналы №№13, 67, 30.
  • выносной пост связи с судами, расположенный на лоцманском судне, находящемся, как правило, на якоре в районе Санкт-Петербургского приемного буя (СПб ПБ), по радио на УКВ, каналы вызова №№9, 16, позывной «Петербург-лоцман», рабочий канал №9, резервный канал №67.

Ни одно судно или корабль не имеют права без разрешения портовой СУДС войти в ее зону действия.
СУДС осуществляет следующие виды обслуживания судов:

  • обнаружение судов, установление связи с судами, получение необходимого перечня данных о судне;
  • постоянный радиолокационный контроль движения судов, включая контроль соблюдения судами установленных путей движения, скоростей и дистанций между судами;
  • выдачу судам информации, рекомендаций и указаний при нарушении ими правил плавания или при обнаружении действий или обстоятельств, могущих привести к аварийной ситуации;
  • радиолокационный контроль постановки судов на якорные места и последующий контроль их положения на якорных местах;
  • содействие в установлении связи между судами и береговыми службами;
  • содействие аварийно-спасательным, дноуглубительным, буксировочным и другим специальным работам;
  • передачу судам гидрометеоинформации, данных об непредвиденных изменениях в работе средств навигационного оборудования , данных об изменениях навигационной обстановки и режима плавания (при изменениях циркулярно или по запросу);
  • сбор, обработку, документирование и хранение информации по движению судов и радиопереговоров между судами и СУДС;
  • ведение учета судов, ожидающих лоцманской проводки, следующих в порт, выходящих из порта и осуществляющих движение по акватории порта.

Радиолокационная проводка судов осуществляется на фарватерах и каналах, перечень которых указан в Обязательных постановлениях по морскому порту СПб. В остальных районах зоны действия СУДС осуществляет радиолокационный контроль за движением и ориентирование по запросу с судов.

Запрос на радиолокационную проводку подается в РЦ УДС в любое время суток на УКВ, канал 12, позывной «Петербург-радио-9». До начала радиолокационной проводки капитан судна обязан согласовать маршрут движения с лоцманом-оператором РЦ УДС.

В процессе радиолокационной проводки РЦ УДС постоянно передает на судно его маршрутные координаты: боковое уклонение от оси канала или фарватера и расстояние до ближайшего ориентира, имеющегося на карте.

Радиолокационная проводка является обязательной для судов:

  • при ухудшении видимости до двух миль и менее;
  • в случае аварийного состояния, либо неисправности их технических средств судовождения, судовой энергетической установки или другого оборудования;
  • с опасными грузами и танкеров;
  • стесненных своей осадкой;
  • занятых буксировочной операцией;
  • специального назначения и судов, имеющих конструктивные особенности, ухудшающие их управляемость;
  • по распоряжению капитана порта;
  • идущих на ходовые испытания;
  • при превышении хотя бы одного из следующих размерений: длина-170 м, ширина-35 м, осадка-8,5 м.

Обязательная радиолокационная проводка заканчивается с выходом судна за пределы зоны действия СУДС.

Все переговоры береговых служб, не связанные с безопасностью движения судов, должны вестись по телефонам.

В зоне действия СУДС обязательными для выполнения являются указания ПРДС или РЦ УДС, касающиеся:

  • очередности движения;
  • маршрута и скорости движения;
  • места якорной стоянки;
  • передачи запрашиваемой информации, включая и информацию о неисправностях;
  • выполнения по запросу СУДС процедуры опознавания;
  • открытия радиовахты на указанных частотах (каналах).

Судно обязано репетовать относящиеся непосредственно к нему указания СУДС, а в случае невозможности их выполнения сообщить причину и дальнейшие намерения.

Каналы радиосвязи, позывные подразделений и служб порта

АдресатПозывнойКанал вызоваРабочий каналРезервный канал
Главный государственный инспектор — начальник смены
ЦП Инспекции государственного портового контроля
Петербург радио — 59967
Морской спасательно-координационный центр «Санкт-Петербург»Петербург СКЦ16, 70 (ЦИВ)7124, 26, 27
ПРДСПетербург радио — 179967
РЦ УДСПетербург радио — 912, 9, 1612,7313, 67, 30
Диспетчер-координатор лоцманской службыПетербург радио-2167679
Лоцманское судноПетербург-лоцман9, 16967
Лоцман-координатор АНО «ОМЛ СПб»Петербург радио — 119, 676720
Диспетчер ЗАО «Портовый флот»Петербург радио — 61414
Оперативный дежурный охраны водного районаЗагар11
ИГПК ФГУ «АМП «БПСПб» по г. ЛомоносовЛомоносов радио — 1967
ИГПК ФГУ «АМП «БПСПб» по г. КронштадтКронштадт радио — 1967
ООО «Морской рыбный порт»Петербург — 311010
ФГУП ББАСУ «Балтийские буксиры»Петербург радио — 127171, 6, 8

При плавании судна в зоне действия СУДС морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» несение радиовахты на УКВ канале 09 является обязательным.

Информация о подходе судна передается в адрес капитана порта капитаном судна непосредственно или через морского агента (судовладельца) за 72 часа, вторично за 24 часа и уточняется за 4 часа до подхода к СПб Приемному бую или к Благовещенскому мосту  при следовании с моря или из реки Нева соответственно. Капитаны судов оформляют приход самостоятельно или через морского агента в Инспекции государственного портового контроля (ИГПК).

Судно, прибывшее из заграничного плавания, обязано пройти санитарно-карантинный досмотр, пограничный контроль и таможенное оформление.

При выходе из порта капитан судна за 40 минут до отхода от причала (съемки с якоря) обязан получить у ПРДС разрешение на начало движения.

Готовность судна к выходу из порта проверяет ИГПК круглосуточно и во все дни недели. Оформление выхода судна из порта осуществляет ИГПК во все дни недели круглосуточно в помещении ИГПК не ранее чем за 24 часа, и не позднее чем за 2 часа до запланированного времени отхода.

Капитан судна обязан информировать ПРДС о фактическом времени отхода от причала (об окончании швартовки), о постановке (съемке) на якорь (с якоря).

Лоцманская проводка и лоцманское обслуживание (швартовка к причалу, постановка на якорь, съемка с якоря, перестановка судов в порту) на акватории порта «Большой порт Санкт-Петербург», а также во всех гаванях и при плавании по всем фарватерам и каналам Финского залива к востоку от меридиана СПб Приемного буя, являются обязательными для всех российских и иностранных судов. Лоцманская проводка на акватории порта, а также перестановки судов у причалов осуществляются круглосуточно. Организации по лоцманской проводке судов допускаются к осуществлению лоцманской проводки судов только после их проверки капитаном порта Санкт-Петербург на соответствие требованиям ГОСТ Р 51874-2002 и подтверждения соответствия указанных организаций этим требованиям.

Швартовные операции в порту «Большой порт Санкт-Петербург» для всех судов выполняются с обязательным буксирным обеспечением, за исключением:

  • судов типа «река-море», имеющих подруливающие устройства и/или два гребных винта;
  • грузовых судов, имеющих подруливающие устройства и два гребных винта;
  • пассажирских судов, оборудованных подруливающими устройствами.

В зависимости от фактических гидрометеорологических условий, наличия и характера груза, маневренных характеристик, капитан порта может разрешить проведение операций по швартовке/отшвартовке конкретного судна без буксирного обеспечения.

Ледовая навигация начинается с началом льдообразования в Невской губе и заканчивается после окончания ледохода в реке Нева. Начало и окончание зимней навигации и ледокольной компании объявляются приказом капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург». Руководство ледовыми операциями осуществляется штабом ледокольных операций, создаваемом при капитане морского порта «Большой порт Санкт-Петербург».

К плаванию во льдах допускаются суда в зависимости от категории ледового усиления, от мощности главного двигателя, размеров и фактической ледовой обстановки. В отдельных случаях, по разрешению капитана порта, судну может быть предоставлена (организована) специальная ледокольная проводка.

Для стоянки судов в порту установлены районы якорных стоянок. Для якорной стоянки судов на акватории порта установлены рейды. Постановка судов загранплавания на рейдах акватории порта для пограничного контроля и таможенного досмотра производится только с разрешения капитана порта и при наличии согласования со службой  пограничного контроля и таможней.

Основные якорные стоянки

  • Район якорной стоянки №4. Якорная стоянка предназначена для иностранных судов и судов гражданских ведомств РФ. Наименьшая глубина 23,5 м, грунт — ил, песок.
  • Якорная стоянка №4А предназначена для судов гражданских ведомств РФ, рассчитана на 4 судна длиной до 300 м и осадкой до 11 м и 8 судов длиной до 180 м и осадкой до 10 м. Постановка судов на якорные места производится только с разрешения ПРДС и при наличии разрешения Оперативного дежурного Ленинградской военно-морской базы.
  • Якорная стоянка №4Б предназначена для судов типа «река-море», следующих через судопропускное сооружение С-2 в ожидании постановки к причалам порта.
  • Якорная стоянка №4В (проектируется) предназначена для судов типа «река-море», следующих через судопропускное сооружение С-2 из порта и в порт.
  • Район якорной стоянки №5А. Якорная стоянка предназначена для стоянки любых судов. Наименьшая глубина 25 м, грунт — песок.

Бункеровка. В морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» постоянно работает около 30 бункерных компаний, 8 из которых эксплуатируют собственный флот. Бункеровка судов осуществляется в соответствии с мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности бункеровки топливом судов, согласованной с Инспекцией государственного портового контроля.Бункеровка судов, занятых грузовыми операциями с опасными грузами, запрещается.

Портовый и вспомогательный флот составляет более 470 судов, из них 122 буксира, 13 ледоколов,  66 наливных и т.д.

Суда, заходящие в порт Санкт-Петербург, могут пополнить запасы пресной воды и топлива, произвести ремонт любой сложности, закупить провиант и предметы технического снабжения. Порт может обеспечить подачу электроэнергии на борт судна, установку телефонов городской сети на борту или на причале, организовать несение дополнительной пожарной вахты или охраны, медицинское обслуживание экипажа.

В порту оказываются сюрвейерские,  агентские,  буксирные, лоцманские, швартовые, и экспидиторские услуги.

Перечень услуг, предлагаемых компаниями-операторами:

  • погрузка / выгрузка транспортных средств;
  • получение / выдача грузов;
  • контроль количества и состояния груза;
  • хранение грузов.

Дополнительные услуги (работы), связанные с перегрузкой грузов:

  • взвешивание, досмотр, подработка, переупаковка, маркировка и сортировка грузов;
  • дополнительное и специальное крепление грузов на судах;
  • разработка проектов размещения и крепления негабаритных, тяжеловесных, нестандартных, опасных и прочих грузов на транспортных средства;
  • предоставление инфраструктуры для стоянки судов, не осуществляющих грузовых операций;
  • швартовые операции;
  • предоставление перегрузочной техники;
  • сухая зачистка грузовых помещений судна;
  • штивка груза на борту судна;
  • экспедиционное обслуживание;
  • согласование заявок на перевозку импортных грузов железнодорожным транспортом;
  • оформление коносаментов и грузовых манифестов.

Портовый комплекс Санкт-Петербурга — это современная система, предоставляющая клиентам и пользователям услуги по перевалке и транспортировке грузов на уровне мировых стандартов.

Официальный сайт — http://www.pasp.ru


Движение морских судов на карте — карта строится на основе данных автоматической идентификационной системы (АИС). На карте в режиме реального времени отображается информация о движении судов и их позициях в морском порту Санкт-Петербурга, а также в любой точке мира

Расписание судозаходов в порт — расписание судозаходов в порт Санкт-Петербурга крупнейших морских контейнерный линий, а также основных фидерных линий Балтийского региона