Большой порт Санкт-Петербург — крупнейший порт на Северо-Западе России. Расположен в Невской губе Финского залива, большинство районов порта — на островах и молах в устьевой части реки Нева, отдельные районы — у ж/д станции «Бронка», в г. Ломоносов, а также в гавани базы Литке острова Котлин.
Географические координаты порта: 59 град. 54 мин. с.ш. и 30 град. 15 мин. в.д.
Морской канал
Главный морской путь порта состоит из Большого Корабельного фарватера, Кронштадтского Корабельного фарватера и Санкт-Петербургского морского канала общей протяженностью от западной границы акватории до внутренней части порта в 33 мили.
Кронштадтский Корабельный фарватер проходит через судопропускное сооружение С-1 комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. К западу от С-1 он имеет ширину 150м. глубины от 14 до 16м, к востоку от С-1 фарватер имеет ширину от 80 до 100м с глубинами от 11.8 до 14м.
За последние годы существенно повысилась интенсивность судоходства через порт Санкт-Петербург. Число судозаходов увеличилось практически в три раза, что является следствием организационных мероприятий осуществленных администрацией порта и постройки новых перегрузочных комплексов по обоим берегам Финского залива.
В этих условиях стратегическое значение имеет реконструкция Главного фарватера Большого порта Санкт-Петербург от Кронштадта до закрытой части канала, по которой в настоящее время осуществляется только одностороннее движение крупнотоннажных судов.
В соответствии с принятой Концепцией планируется реконструкция Главного фарватера в три этапа:
Этапы реконструкции (развития) Главного фарватера | Осадка наибольших судов (метров) | Ширина канала по дну (метров) | Необходимая навигационная глубина на участках Главного фарватера (метров) | ||
Участок от Приемного буя до дамбы | Участок от дамбы до ПК132 | Участок от ПК132 до Угольной гавани | |||
1 этап | 12,5 (танкер) | 140 | 14,3 | 13,6 | 13,1 |
2 этап | 13,0 (балкер) | 140 | 15,1 | 14,4 | 14,0 |
3 этап | 13,0 | 150-160 | 15,1 | 14,4 | 14,0 |
Морской порт «Большой порт Санкт-Петербург» включает рейды, терминалы, склады, причалы, арендуемые стивидорными компаниями в границах акватории порта и прилегающих водах, определенных федеральными и региональными законодательными актами.
Площадь акватории порта «Большой порт Санкт-Петербург» составляет около 629,9 кв. км. В порту имеется более 200 причалов c протяженностью причальной линии около 31 км.
На территории Большого Порта, в соответствии с полученными лицензиями на производство погрузочно-разгрузочных работ, осуществляют грузовые операции 25 стивидорных компаний.
Порт открыт для захода судов круглый год. Нормальным рабочим временем в порту считается время с 8.30 до 17.00, кроме выходных и праздничных дней. Праздничными являются дни, объявленные Государством. Погрузо-разгрузочные работы производятся круглосуточно, без выходных и праздничных дней, за исключением перерыва в работе с 20.00 31 декабря до 24.00 01 января. Навигация не прекращается круглый год. Зимой, в ледовых условиях, проводка судов осуществляется ледоколами.
Причалы порта оснащены всей необходимой перегрузочной техникой. Большая часть причалов может принимать суда с осадкой 9,8 метра, вместе с тем в порту имеются причалы, на которых могут быть обработаны суда с осадкой до 11 метров и длиной до 320 метров.
Морской порт «Большой порт Санкт-Петербург» обрабатывает контейнеры, автомобили и машинное оборудование, металл и трубы, тяжеловесы и длинномеры, лес, уголь, зерно и множество других грузов.
Круизное судоходство в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» является одной из важнейших отраслей туристического бизнеса города. Круизные суда швартуются на причалах Морского вокзала на Васильевском острове, на причалах №№ 29 — 33 торгового порта, на пассажирских причалах в историческом центре города: трех пассажирских причалах общей длиной 432 м на Английской набережной, двух пассажирских причалах общей длиной 360 м на набережной Лейтенанта Шмидта, и Морском пассажирском порту, который был открыт в сентябре 2008 года.
Начиная с 1996 года наблюдается устойчивый рост по числу круизных судов и пассажиров, посещающих Санкт-Петербург. В 1995 году порт посетило 144 судна с числом пассажиров — 64.9 тыс. человек. В 2009 году порт посетило 337 судов с числом пассажиров 434,5 тыс. человек.
24 судоходные линии связывают Большой порт Санкт-Петербург со многими портами мира.
Морской порт «Большой порт Санкт-Петербург» включает в себя следующие районы: 1, 2, 3, 4 грузовые районы, морской пассажирский район, Василеостровский грузовой район, грузовой район в гавани базы Литке (Кронштадт), грузовой район в г. Ломоносов.
Порт принимает суда с размерами, не превышающими любой из следующих параметров:
- длина — до 320 м;
- ширина — до 42 м;
- осадка — до 11 м (на пресную воду).
Под влиянием различных факторов уровень воды в порту может колебаться в значительных пределах. В большинстве случаев колебания уровня зависят от преобладающих ветров и могут составлять от -1 до +4 метров относительно нуля Кронштадтского футштока.
Вход в порт и выход из порта судов с размерами, превышающими указанные выше, возможен только с письменного разрешения капитана порта.
На акватории порта установлен регулируемый порядок движения судов.
Управление движением судов Служба управления движением судов (СУДС) осуществляет через:
- пост регулирования движения судов (ПРДС), расположенный в районе причала №41, по радио на ультракоротких волнах (далее — УКВ), канал вызова и рабочий канал №9, позывной «Петербург радио-17», резервный канал №67.
- радиолокационный центр управления движением судов (РЦ УДС), расположенный на южном берегу Невской губы в 1,4 мили к западу от г. Петродворец, по радио на УКВ, каналы вызова №9, 12, 16, позывной «Петербург радио-9», рабочий канал №12, резервные каналы №№13, 67, 30.
- выносной пост связи с судами, расположенный на лоцманском судне, находящемся, как правило, на якоре в районе Санкт-Петербургского приемного буя (СПб ПБ), по радио на УКВ, каналы вызова №№9, 16, позывной «Петербург-лоцман», рабочий канал №9, резервный канал №67.
Ни одно судно или корабль не имеют права без разрешения портовой СУДС войти в ее зону действия.
СУДС осуществляет следующие виды обслуживания судов:
- обнаружение судов, установление связи с судами, получение необходимого перечня данных о судне;
- постоянный радиолокационный контроль движения судов, включая контроль соблюдения судами установленных путей движения, скоростей и дистанций между судами;
- выдачу судам информации, рекомендаций и указаний при нарушении ими правил плавания или при обнаружении действий или обстоятельств, могущих привести к аварийной ситуации;
- радиолокационный контроль постановки судов на якорные места и последующий контроль их положения на якорных местах;
- содействие в установлении связи между судами и береговыми службами;
- содействие аварийно-спасательным, дноуглубительным, буксировочным и другим специальным работам;
- передачу судам гидрометеоинформации, данных об непредвиденных изменениях в работе средств навигационного оборудования , данных об изменениях навигационной обстановки и режима плавания (при изменениях циркулярно или по запросу);
- сбор, обработку, документирование и хранение информации по движению судов и радиопереговоров между судами и СУДС;
- ведение учета судов, ожидающих лоцманской проводки, следующих в порт, выходящих из порта и осуществляющих движение по акватории порта.
Радиолокационная проводка судов осуществляется на фарватерах и каналах, перечень которых указан в Обязательных постановлениях по морскому порту СПб. В остальных районах зоны действия СУДС осуществляет радиолокационный контроль за движением и ориентирование по запросу с судов.
Запрос на радиолокационную проводку подается в РЦ УДС в любое время суток на УКВ, канал 12, позывной «Петербург-радио-9». До начала радиолокационной проводки капитан судна обязан согласовать маршрут движения с лоцманом-оператором РЦ УДС.
В процессе радиолокационной проводки РЦ УДС постоянно передает на судно его маршрутные координаты: боковое уклонение от оси канала или фарватера и расстояние до ближайшего ориентира, имеющегося на карте.
Радиолокационная проводка является обязательной для судов:
- при ухудшении видимости до двух миль и менее;
- в случае аварийного состояния, либо неисправности их технических средств судовождения, судовой энергетической установки или другого оборудования;
- с опасными грузами и танкеров;
- стесненных своей осадкой;
- занятых буксировочной операцией;
- специального назначения и судов, имеющих конструктивные особенности, ухудшающие их управляемость;
- по распоряжению капитана порта;
- идущих на ходовые испытания;
- при превышении хотя бы одного из следующих размерений: длина-170 м, ширина-35 м, осадка-8,5 м.
Обязательная радиолокационная проводка заканчивается с выходом судна за пределы зоны действия СУДС.
Все переговоры береговых служб, не связанные с безопасностью движения судов, должны вестись по телефонам.
В зоне действия СУДС обязательными для выполнения являются указания ПРДС или РЦ УДС, касающиеся:
- очередности движения;
- маршрута и скорости движения;
- места якорной стоянки;
- передачи запрашиваемой информации, включая и информацию о неисправностях;
- выполнения по запросу СУДС процедуры опознавания;
- открытия радиовахты на указанных частотах (каналах).
Судно обязано репетовать относящиеся непосредственно к нему указания СУДС, а в случае невозможности их выполнения сообщить причину и дальнейшие намерения.
Каналы радиосвязи, позывные подразделений и служб порта
Адресат | Позывной | Канал вызова | Рабочий канал | Резервный канал |
Главный государственный инспектор — начальник смены ЦП Инспекции государственного портового контроля | Петербург радио — 5 | 9 | 9 | 67 |
Морской спасательно-координационный центр «Санкт-Петербург» | Петербург СКЦ | 16, 70 (ЦИВ) | 71 | 24, 26, 27 |
ПРДС | Петербург радио — 17 | 9 | 9 | 67 |
РЦ УДС | Петербург радио — 9 | 12, 9, 16 | 12,73 | 13, 67, 30 |
Диспетчер-координатор лоцманской службы | Петербург радио-21 | 67 | 67 | 9 |
Лоцманское судно | Петербург-лоцман | 9, 16 | 9 | 67 |
Лоцман-координатор АНО «ОМЛ СПб» | Петербург радио — 11 | 9, 67 | 67 | 20 |
Диспетчер ЗАО «Портовый флот» | Петербург радио — 6 | 14 | 14 | |
Оперативный дежурный охраны водного района | Загар | 11 | ||
ИГПК ФГУ «АМП «БПСПб» по г. Ломоносов | Ломоносов радио — 1 | 9 | 67 | |
ИГПК ФГУ «АМП «БПСПб» по г. Кронштадт | Кронштадт радио — 1 | 9 | 67 | |
ООО «Морской рыбный порт» | Петербург — 31 | 10 | 10 | |
ФГУП ББАСУ «Балтийские буксиры» | Петербург радио — 12 | 71 | 71, 6, 8 |
При плавании судна в зоне действия СУДС морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» несение радиовахты на УКВ канале 09 является обязательным.
Информация о подходе судна передается в адрес капитана порта капитаном судна непосредственно или через морского агента (судовладельца) за 72 часа, вторично за 24 часа и уточняется за 4 часа до подхода к СПб Приемному бую или к Благовещенскому мосту при следовании с моря или из реки Нева соответственно. Капитаны судов оформляют приход самостоятельно или через морского агента в Инспекции государственного портового контроля (ИГПК).
Судно, прибывшее из заграничного плавания, обязано пройти санитарно-карантинный досмотр, пограничный контроль и таможенное оформление.
При выходе из порта капитан судна за 40 минут до отхода от причала (съемки с якоря) обязан получить у ПРДС разрешение на начало движения.
Готовность судна к выходу из порта проверяет ИГПК круглосуточно и во все дни недели. Оформление выхода судна из порта осуществляет ИГПК во все дни недели круглосуточно в помещении ИГПК не ранее чем за 24 часа, и не позднее чем за 2 часа до запланированного времени отхода.
Капитан судна обязан информировать ПРДС о фактическом времени отхода от причала (об окончании швартовки), о постановке (съемке) на якорь (с якоря).
Лоцманская проводка и лоцманское обслуживание (швартовка к причалу, постановка на якорь, съемка с якоря, перестановка судов в порту) на акватории порта «Большой порт Санкт-Петербург», а также во всех гаванях и при плавании по всем фарватерам и каналам Финского залива к востоку от меридиана СПб Приемного буя, являются обязательными для всех российских и иностранных судов. Лоцманская проводка на акватории порта, а также перестановки судов у причалов осуществляются круглосуточно. Организации по лоцманской проводке судов допускаются к осуществлению лоцманской проводки судов только после их проверки капитаном порта Санкт-Петербург на соответствие требованиям ГОСТ Р 51874-2002 и подтверждения соответствия указанных организаций этим требованиям.
Швартовные операции в порту «Большой порт Санкт-Петербург» для всех судов выполняются с обязательным буксирным обеспечением, за исключением:
- судов типа «река-море», имеющих подруливающие устройства и/или два гребных винта;
- грузовых судов, имеющих подруливающие устройства и два гребных винта;
- пассажирских судов, оборудованных подруливающими устройствами.
В зависимости от фактических гидрометеорологических условий, наличия и характера груза, маневренных характеристик, капитан порта может разрешить проведение операций по швартовке/отшвартовке конкретного судна без буксирного обеспечения.
Ледовая навигация начинается с началом льдообразования в Невской губе и заканчивается после окончания ледохода в реке Нева. Начало и окончание зимней навигации и ледокольной компании объявляются приказом капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург». Руководство ледовыми операциями осуществляется штабом ледокольных операций, создаваемом при капитане морского порта «Большой порт Санкт-Петербург».
К плаванию во льдах допускаются суда в зависимости от категории ледового усиления, от мощности главного двигателя, размеров и фактической ледовой обстановки. В отдельных случаях, по разрешению капитана порта, судну может быть предоставлена (организована) специальная ледокольная проводка.
Для стоянки судов в порту установлены районы якорных стоянок. Для якорной стоянки судов на акватории порта установлены рейды. Постановка судов загранплавания на рейдах акватории порта для пограничного контроля и таможенного досмотра производится только с разрешения капитана порта и при наличии согласования со службой пограничного контроля и таможней.
Основные якорные стоянки
- Район якорной стоянки №4. Якорная стоянка предназначена для иностранных судов и судов гражданских ведомств РФ. Наименьшая глубина 23,5 м, грунт — ил, песок.
- Якорная стоянка №4А предназначена для судов гражданских ведомств РФ, рассчитана на 4 судна длиной до 300 м и осадкой до 11 м и 8 судов длиной до 180 м и осадкой до 10 м. Постановка судов на якорные места производится только с разрешения ПРДС и при наличии разрешения Оперативного дежурного Ленинградской военно-морской базы.
- Якорная стоянка №4Б предназначена для судов типа «река-море», следующих через судопропускное сооружение С-2 в ожидании постановки к причалам порта.
- Якорная стоянка №4В (проектируется) предназначена для судов типа «река-море», следующих через судопропускное сооружение С-2 из порта и в порт.
- Район якорной стоянки №5А. Якорная стоянка предназначена для стоянки любых судов. Наименьшая глубина 25 м, грунт — песок.
Бункеровка. В морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» постоянно работает около 30 бункерных компаний, 8 из которых эксплуатируют собственный флот. Бункеровка судов осуществляется в соответствии с мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности бункеровки топливом судов, согласованной с Инспекцией государственного портового контроля.Бункеровка судов, занятых грузовыми операциями с опасными грузами, запрещается.
Портовый и вспомогательный флот составляет более 470 судов, из них 122 буксира, 13 ледоколов, 66 наливных и т.д.
Суда, заходящие в порт Санкт-Петербург, могут пополнить запасы пресной воды и топлива, произвести ремонт любой сложности, закупить провиант и предметы технического снабжения. Порт может обеспечить подачу электроэнергии на борт судна, установку телефонов городской сети на борту или на причале, организовать несение дополнительной пожарной вахты или охраны, медицинское обслуживание экипажа.
В порту оказываются сюрвейерские, агентские, буксирные, лоцманские, швартовые, и экспидиторские услуги.
Перечень услуг, предлагаемых компаниями-операторами:
- погрузка / выгрузка транспортных средств;
- получение / выдача грузов;
- контроль количества и состояния груза;
- хранение грузов.
Дополнительные услуги (работы), связанные с перегрузкой грузов:
- взвешивание, досмотр, подработка, переупаковка, маркировка и сортировка грузов;
- дополнительное и специальное крепление грузов на судах;
- разработка проектов размещения и крепления негабаритных, тяжеловесных, нестандартных, опасных и прочих грузов на транспортных средства;
- предоставление инфраструктуры для стоянки судов, не осуществляющих грузовых операций;
- швартовые операции;
- предоставление перегрузочной техники;
- сухая зачистка грузовых помещений судна;
- штивка груза на борту судна;
- экспедиционное обслуживание;
- согласование заявок на перевозку импортных грузов железнодорожным транспортом;
- оформление коносаментов и грузовых манифестов.
Портовый комплекс Санкт-Петербурга — это современная система, предоставляющая клиентам и пользователям услуги по перевалке и транспортировке грузов на уровне мировых стандартов.
Официальный сайт — http://www.pasp.ru
Движение морских судов на карте — карта строится на основе данных автоматической идентификационной системы (АИС). На карте в режиме реального времени отображается информация о движении судов и их позициях в морском порту Санкт-Петербурга, а также в любой точке мира
Расписание судозаходов в порт — расписание судозаходов в порт Санкт-Петербурга крупнейших морских контейнерный линий, а также основных фидерных линий Балтийского региона